Поскольку при работе методом наблюдения всегда возможны самые неожиданные перемещения героев на «съемочной площадке» (иногда и за ее пределы), которые предугадать заранее нельзя, мы старались не заключать развертывающееся перед нами действие в жесткие границы кадра, а строить композиции подвижные, разомкнутые с внутрикадровым монтажом. При этом мы почти не снимали коротких планов, чтобы не прерывать действие, то есть не разрушать достоверность происходящего своим вмешательством. Гораздо рациональнее и удобнее осуществлять монтаж сцены прямо в момент съемки — делать необходимые укрупнения, чтобы акцентировать внимание зрителя на особо важных и выразительных, с нашей точки зрения, моментах. Это ведь и есть внутрикадровый монтаж. При таком приеме работы над композицией кадра режиссеру не приходится при монтаже склеивать эпизоды из мелких кусков, что, на наш взгляд, дает совершенно иное ощущение достоверности течения жизни во времени на экране.
В «Хирурге Вишневском», например, есть эпизод разговора Александра Александровича со старой санитаркой. Действие происходит в перевязочной. Герои сидят по обе стороны стола в полупрофиль к камере. Эпизод начинается с общего плана, который дает зрителю представление о месте действия, затем следует наезд на крупный план Вишневского, после чего — панорама на крупный план Клавдии Тимофеевны, потом опять — на крупный план Вишневского, потом опять на крупный план санитарки; неожиданно она встает, подходит к столу, и камера, следя за ней, отъезжает опять до общего плана. После просмотра фильма мне часто задавали один и тот же вопрос: почему не вырезана длинная панорама по белой стене, разделяющей Вишневского и санитарку, и не вставлена вместо нее какая-нибудь перебивка, пузырек с лекарством или какой-нибудь хирургический инструмент, например. Ведь пустая белая стена в кадре, проходящая перед взором зрителя в течение нескольких секунд, невыразительна. Но мне кажется, что мы правильно сделали, не разрезав эту сцену. То, что разговор, очень важный для смысла фильма, непрерывный, естественный, подлинный, дает для понимания характеров и жизненных путей обоих наших героев больше, чем монтаж любых кадров или фотографий, иллюстрирующих их биографии.
И, наконец, еще об одной проблеме, с которой нам пришлось сталкиваться ежедневно, ежечасно. Это проблема синхронной записи звука. Мы работаем сейчас на хорошей звукозаписывающей аппаратуре — магнитофоне «Награ», который считается одним из лучших, используемых в кинематографе. Но микрофоны, связанные кабелем с магнитофоном, — узконаправленные и кордиоидные — имеют ограниченный радиус действия. Если во время съемки человек поворачивается спиной к микрофону или удаляется от него даже на незначительное расстояние, его речь записывается нечетко и меняется тембральная характеристика голоса. Практически мы можем чисто записывать звук лишь тогда, когда наши герои неподвижны по отношению к микрофону. Это сильно ограничивает возможности метода кинонаблюдения. Из-за этого обстоятельства мы лишились многих интересных эпизодов.
Первое время нам казалось сложным маскировать микрофоны. Ведь их надо скрыть не только от камеры, то есть от зрителей, но и от самих героев картины. Если зритель видит микрофоны — эти «белые нитки» кинематографистов, он сразу отвлекается от содержания фильма и в его сознании происходит психологически вполне оправданный процесс «отчуждения» кинематографической реальности от реальной действительности. Если же их видят герои фильма, они не могут освободиться от сознания того, что каждое слово услышано звукооператором и зафиксировано навечно на магнитной ленте, и это чувство сковывает их мысли и действия. Постепенно мы научились прятать микрофоны: то в настольной лампе, то в пепельнице или коробке, а то и просто набрасывали на них бумагу или легкую ткань. В общем, пытались сделать их неотъемлемой частью обстановки. Конечно, инженеры и кинотехники значительно облегчили бы процесс синхронной съемки и записи звука, если наладили бы производство миниатюрных и чувствительных радиомикрофонов. Если вам требуется пройти повышение квалификации, для медицинских работников , и получить медицинскую аккредитацию специалиста, то мы предлагаем вам сразу
купить свидетельство об аккредитации специалиста в Москве , которая даст вам возможность, работать в сфере медицины, пока действует свидетельство об аккредитации специалиста!